Кола безо льда. Как кроссоверы Ford поехали на край земли

0
2048

Огромные валуны как бы привстают на каменных ножках, а черти выскакивают из 12-километровой глубины. Здесь герои «Левиафана» пьют, борются, любят и смотрят на холодное Баренцево море. Кольский полуостров — край земли, но и сюда можно добраться на кроссовере Ford.

Даже летом здесь довольно суровые условия: то и дело начинает идти мелкий дождь, но даже в самую хорошую погоду солнце скрыто за плотной белесой дымкой. Однообразная тундра — валуны, ягель, невысокая растительность — мелькает за окном, разбитый асфальт вдруг сменяется хорошим, затем переходит в грунтовку, потом продолжается снова. Дорог на Кольском полуострове немного, еще меньше — дорог в хорошем состоянии. Отличный маршрут для кроссовера — на что и рассчитывал Ford, отправляя сюда всю свою внедорожную линейку — EcoSport, дорестайлинговую Kuga и Explorer.

«Здесь отсутствуют кольцевые трассы, на старых картах есть дорога, вдоль побережья всего острова, но ее следов я не обнаружил. Такое ощущение, что старая картография сделана так, чтобы специально запутать иностранного шпиона», — рассказывает известный организатор офф-роудных выездов Алексей Мочалов, которого компания Ford привлекла к организации путешествия.

Kuga и безысходность

Въезжающих в Териберку встречает фигура в светоотражающем жилете: форме инспектора ДПС и рогатом шлеме. В руке у нее коса, на ногах лыжи «Лесные», а к поясу приторочен противогаз. В прошлой жизни она была манекеном гаишника. Водители, застревавшие здесь зимой, украшали ее в соответствии со своим пониманием прекрасного. Местные называют дорогу в поселок «Серебрянка» в честь Серебрянского каскада, куда входят нижняя и верхняя Териберские ГЭС. Ее проложили в 1980-х как раз при строительстве электростанций, но до самой Териберки асфальт так и не дошел — за сорок километров залатанное полотно сменяет гравийка. И это единственный способ добраться до побережья Баренцева моря на самом обычном автомобиле.

Зимой, когда над поселком полыхает северное сияние, дорогу часто заметает, тем более, что от снегозащитных щитов остались одни каркасы. Летом добраться куда проще: некоторые участки гравийки разбиты, но в целом дорогу баз труда можно пройти на переднеприводном Ford Kuga, с его запасом под днищем и энергоемкой подвеской. Двигатель 2,5 л достаточно экономичен, чтобы не беспокоиться об отсутствии АЗС на пути — бортовой компьютер показал 10,3 л на 100 км пути. Полного бака хватит на путешествие из Мурманска до Териберки и обратно.

Фильм «Левиафан» — еще один повод съездить на край света, где разворачивалось противостояния вертикали власти и маленького человека. Перевернутые вверх дном остовы рыбацких кораблей, мост, рыбозавод, бушующее море — здесь все, как в кино. И только кости китов — декорации, как и дом автомеханика Николая — никакой церкви на его месте не построили.

Режиссер Андрей Звягинцев хотел дать в фильме «ощущение тотальной непостижимой безнадежности происходящего» и современная Териберка — самое подходящее место. Это катастрофа, но катастрофа живописная. Безлюдные улицы зарастают травой, лежат вверх дном остовы автомобилей перекашиваются и врастают в землю деревянные дома. Из свежих построек здесь только комплекс турбазы на берегу и маленькая часовня. Соседнее село Лодейное, по ту сторону моста, поглощенное Териберкой в конце 1950-х, по иронии выглядит более обжитым, но расположенный в нем рыбозавод в начале года встал из-за отсутствия сырья. Рыбакам из-за девальвации рубля стало более выгодным продавать весь улов в Норвегию.

Село Териберка известна с XVI века, тогда здесь возникло сезонное поселение рыбопромышленников. В 1623 г. село было разрушено датской эскадрой, а в 1809-м сожжено англичанами. В Великую отечественную село подвергалась авианалетам немцев.

Териберка всегда жила морем, и знала лучшие времена. В 1940-1960-х здесь было два рыбных завода, фермы по разведению оленей, американской норки, судоремонтные мастерские, две школы, больница и даже стадион. Затем прибрежный промысел потерял значение, рыбу стали возить на переработку в Мурманск. Строительство электростанций погубило семгу в реке и в конце 1990х из-за безработицы начался отток населения. Теперь здесь проживает менее тысячи человек и их количество постепенно сокращается — жителей постепенно расселяют по Мурманской области.

Ford Kuga

Дорожный просвет, мм
     
192

Угол въезда/съезда

27 / 28

Двигатель

Бензиновый 2,5 л, 150 л.с. и 230 Нм

Трансмиссия, привод

6-ступенчатая автоматическая, передний

Средний расход топлива, л на 100 км

8,1

В Териберке не кипят кинематографические страсти, но иногда жизнь преподносит увлекательные сюжеты. Одно время мэром Териберки был Валерий Яранцев — тот самый «мятежный капитан» траулера «Электрон», который 2005 г. в течение нескольких суток убегал от судов и вертолетов береговой охраны Норвегии. Свой пост он занимал недолго и был снят по обвинению в халатности.

Неподалеку развернулась еще одна драма — в начале 2000-х «Газпром» планировал построить неподалеку завод по производству сжиженного природного газа и начал прокладку широченного шоссе прямо через скальный массив, не считаясь с затратами. Затем проект освоения Штокмановского месторождения застопорился и недостроенная дорога уперлась в вертикальную скальную стенку. Теперь эти несколько «золотых» километров превратились в живописную трассу для любителей оффроуда и постепенно покрываются ямами и падающими сверху камнями. На очередном крутом и неровном подъеме Kuga встала — переднее ведущее колесо забуксовала, несмотря на попытки электроники сымитировать блокировку межколесного дифференциала. Сложный участок с разбега взять не получилось и пришлось прибегать к помощи двух крепких пассажиров, которые подтолкнули переднеприводный кроссовер на подъеме.

По теме:

Тест-драйвы
14 января 2016

Кроссовер с голосом. Тест-драйв Ford Explorer

Тест-драйвы
5 октября 2015

Пятое колесо. Тест-драйв Ford EcoSport

EcoSport и недра земли

«Добро пожаловать в Норвегию», — сообщил телефон. На дорогах все чаще попадаются машины с норвежскими номерами — в основном «бензиновые туристы»: литр 95-го в Мурманской области стоит почти втрое дешевле. По идее, самый маленький Ford EcoSport со двухлитровым мотором (140 л.с.) должен быть и самым экономичным — паспортный средний расход полноприводной машины с «механикой» – 8,3 л на 100 километров. В реальности он даже оказался прожорливее более крупной Kuga с «автоматом»: 11,1 против 10,3 литра. Короткий передаточный ряд «Экоспорта» хорош на бездорожье, но чтобы ехать быстро, в том же темпе, что и Explorer, приходилось постоянно переключаться с пятой на четвертую и крутить мотор.

Поселок Никель должен быть виден хорошо с норвежской стороны, особенно полосатые трубы и серо-коричневые корпуса комбината-гиганта советских времен. «Печенганикель» перерабатывает руду в файнштейн — промежуточный продукт, из которого далее получают никель. Легированные этим металлом стали — такой сплав получается прочным и устойчивым к высоким температурам — применяют в автомобилестроении.

Никель-металл-гидридными аккумуляторами оснащались гибридные автомобили, в том числе и Ford, пока их не потеснили литий-ионные. Зловонный дым комбината извел скупую северную растительность на несколько километров вокруг и над безжизненными склонами пустыне радостно светятся огромные, нарисованные краской буквы: «Наконец, я уехал». Впрочем, жители уезжать не торопятся — хотя воздух здесь пахнет не только серой, но и чуть-чуть деньгами: зарплаты в Никеле выше мурманских.

Ford EcoSport

Дорожный просвет, мм
     
203

Угол въезда/съезда

22 / 35

Двигатель

бензиновый 2,0, 140 л.с. и 186 Нм

Трансмиссия, привод

5-ступенчатая механическая, подключаемый полный

Средний расход топлива, л на 100 км

8,3

Технологическая грунтовка, по которой от карьера до комбината движутся груженые рудой грузовики, приводит к Кольской сверхглубокой шахте, точнее тому, что от нее осталось. Еще в середине 2000-х были целы стекла в корпусах, стояла буровая вышка, теперь здесь как будто прошел Годзилла — развалины, битый кирпич, мятое железо. На провалившемся полу лабораторного корпуса — мешанина книг и документов. Последней записью в простой школьной тетради, отмечающей продвижение бура вглубь земли, ожидаешь увидеть корявую надпись: «Оно вырвалось! Нам не продержа…».

Кольская сверхглубокая была создана для исследования земных недр и оставила больше вопросов, чем ответов. Земля оказалась устроена не так, как представляли: ее возраст оказался старше, температуры выше, пробы с трехкилометровой глубины вообще оказались похожи на лунный грунт. На всем протяжении 12-километровой скважины исследователи обнаружили только граниты, а до базальтового слоя они так и не добрались. С оборудованием происходили странные аварии. Наконец, в 1990-х в скважине произошел загадочный взрыв. Рассказывают о душераздирающих звуках, доносящихся с многокилометровой глубины, и в начале 2000-х на лотках можно было найти кассету с их записью. Финская газета запустила байку про черта, выскочившего из скважины и побежавшего в магазин за водкой.

Кольская сверхглубокая скважина была заложена в 1970 г. к 100-летнему юбилею В.И. Ленина. В 1979-м был побит рекорд 9583 м, принадлежавший американской нефтяной скважине Берта Роджерс. В 1983 г. глубина скважины достигла 12 066 м, но произошла авария. Пришлось возобновлять бурение с 7000 метров. В 1990 г. была достигнута отметка 12 226 м, после чего снова случилась авария.

Отыскать легендарную сверхглубокую не так просто, тем более, что на развалины наползает туман. Где-то рядом грохочет невидимый дизель и с лязгом хлопает дверь. Из дымки возникает человек, тянущий изогнутый железный лист и показывает, в каком направлении нужно идти. Шахта накрыта неприметным, размером с тарелку круглым люком. На нем нацарапано «12 226 метров» — глубина, на которой навсегда остановился бур. Рядом валяется подходящий ключ, но попробовать отвинтить гайки по периметру люка и заглянуть в глубину ни у кого не возникает желания.

После лунных усеянных камнями пейзажей и индустриальных развалин водопады реки Титовка — как будто рай или другая планета: прозрачная вода, необычайно яркая растительность по берегам. Здесь природа берет реванш у цивилизации и здание маленькой гидроэлектростанции, построенной в конце 1940-х постепенно теряет форму и превращается в причудливый грот. Спуск к реке слишком крутой, глинистый и неровный, и переднеприводные машины остаются наверху — спуститься они смогут, но выехать обратно на дорогу — уже нет. Тяжело и полноприводному EcoSport — маленькие колесики попадают в ямы, машина буксует содрогается от ударов, но ползет вверх. Кроссовер выручают неплохая внедорожная геометрия и короткая первая передача, позволяющая машине карабкаться на склоны с большой крутизной.

Река Титовка раньше называлась Китовка, по Китовой губе, впадавшей в Баренцево море. В этом заливе часто выбрасывало на берег туши китов — отсюда и название. С 1920 по 1944 гг. по реке проходила граница между СССР и Финляндией — теперь она разделяет Кольский и Печенгский районы.

Explorer и коренное население

То, что для небольших кроссоверов — подвиг, Explorer делает, не заметив. За время пребывания на российском рынке он закалил характер. После рестайлинга аморфная, склонная к раскачке подвеска стала более плотной, появилась дополнительная шумоизоляция, форму бампера изменили для лучшей внедорожной геометрии и добавили металлическую защиту. В списке опций появился обогрев руля и лобового стекла. Двигатель легко переваривает 92-й бензин, что тоже важно в путешествии по отдаленным российским регионам. Вот только за простор, комфорт и динамику придется платить – 3,5 литровый мотор V6 в среднем потребляет 14 л на 100 километров. Лучше стали работать внедорожные режимы трансмиссии — хорошая проходимость просто важна для такого большого автомобиля. Если кроссовер можно вытащить руками, то в случае «Эксплорера» понадобится минимум трактор.

Рассказывают, что один из американских боссов Ford был очень удивлен, увидев на российском «Эксплорере» самодельную трубку, подведенную от омывателя стекла к задней камере. Но запомнил и после рестайлинга омыватель стал штатной опцией на только на задней камере, но и на фронтальной, что здорово пригодилось на перевале Геологов, изобилующем валунами, среди которых можно запросто найти какой-нибудь редкий минерал. Он проходит между горами Аллуайв и Ангвундасчорр, одними из самых высоких на полуострове.

Оба названия — саамские, как и близлежащего поселка Ревдка. Саамы были первыми жителями Кольского полуострова, от них сохранились священные сооружения-сейды — валуны, поставленные на несколько маленьких камней. Сейчас их насчитывается чуть более двух тысяч. Как и много веков назад, они пасут оленей, ловят рыбу, ходят по ягоды. Быт саамов также изменился несильно и рядом с традиционным чумом лежат порванные гусеницы снегохода. И они до сих пор верят в духов.

Ford Explorer

Дорожный просвет, мм
     
210

Угол въезда/съезда

20,3 / 20,9

Двигатель

Бензиновый 3,5, 249 л.с. и 346 Нм

Трансмиссия, привод

6-ступенчатая автоматическая, подключаемый полный

Средний расход топлива, л на 100 км

11

С XII века на остров начали проникать новгородцы. Кола, исторический центр полуострова, известен еще с XVI века — примерно в то же время преподобный Трифон основал Печенгский монастырь. Как он туда добрался — вопрос: скорее всего, не обошлось без чуда. Обитель неоднократно горела и восстанавливалась, в последний раз — в 2007 году. Сейчас монастырь полностью отстроен и внутри деревянного острога царит образцовый порядок, который вряд ли можно встретить где-то еще на Кольском полуострове.

Население Мурманской области продолжает сокращаться, но далеко не везде можно видеть постепенное разрушение и угасание. Оживают военные городки. Например, Корзуново, известное тем, что здесь служил Юрий Гагарин. В поселке рядом с «кукурузником» АН-2 установлен его бюст. Корзуново полузаброшено, но часть пятиэтажек заново заселена и выкрашена в невероятно яркие цвета.

В 1947 г. в поселке Луостари был сформирован отдельный авиационно-технический батальон ВВС Северного флота. Здесь в 769 истребительном полку 122-й истребительной авиадивизии Северного флота проходил службу Юрий Гагарин. Весной 1958 г. начинаются его первые самостоятельные полеты в Заполярье на истребителе МиГ-15бис с номером 44.

Российский автомобильный рынок сейчас похож на Кольский полуостров — неприветливый, малонаселенный и с каждым годом он все более пустеющий. Вокруг развалины сегментов — минивэны, стильные хэтчбеки, среднеразмерные седаны. Но вокруг них теплится жизнь. Если в 2012 г. 70% продаж марки Ford приходилось на Focus, то спустя три года доля модели составляет треть от общих продаж. Доля кроссоверов выросла с нескольких процентов и сейчас сопоставима с долей «Фокуса».

Теперь Ford — внедорожная марка, причем Kuga, Ecosport и Explorer собираются в России. И хотя они не вышли в лидеры своих сегментов, но именно на них сейчас сделана основная ставка. Кроссоверы стали трендом даже в Европе, но именно для России с ее скупой дорожной сетью и огромными расстояниями — это насущная необходимость. Возможно, когда-нибудь и на российском рынке наступит оттепель, выглянет солнце, но пока здесь выживают только самые сильные, приспособленные и упорные.


Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ