Идея интегрировать в водительское кресло элементы противоугонной системы не нова. Еще в перестроечные времена кооперативы выпускали системы для ВАЗ 2108, позволявшие спинки сидений запирать в положении «откинуто вперед». Однако ввиду ограниченного рынка сбыта устройства большого распространения не получили.
В конце 90-х годов, когда появились доступные автомобили с электроуправляемыми креслами, открылась возможность посредством сигнальной системы поджимать их к рулю. Но это тоже не стало массовым явлением, так как готовых универсальных решений не было, приходилось долго разбираться с каждой моделью отдельно. Кроме того, установщикам не хватало квалификации в области радиоэлектроники и программирования. Сами же автопроизводители не популяризировали этот метод для защиты от угона.
Строптивое кресло
В 2009 году была опубликована работа студента факультета инженерной механики Малазийского Университета PAHANG Мод Насира, в которой он описывал разработку электронно-управляемого автокресла. Помимо главной задачи предлагаемого устройства – автоматически принимать оптимальную форму – Мод Насир провозглашал и противоугонные свойства разработки. Собственно, последующая за публикацией заявка на патент так и называлась — Anti-theft car seat design. В ней молодой инноватор описывал способность устройства не только принимать оптимальную форму для конкретного седока, но и противоположную функцию – принимать самое неудобное положение.
Интеллектуальное кресло не просто придвигалось вплотную к панели приборов, попутно складывая вперед спинку. Насир предложил более хитрый алгоритм, в соответствии с которым кресло в случае угона начинало жить обособленной жизнью, на всякое действо угонщика реагируя по-разному. Например, при включении зажигания оно отодвигалось максимально назад и туда же откидывало спинку, а при попытке тронуться с места, напротив, прижимало угонщика к «торпедо». Не сильно, а таким образом, чтобы можно было покинуть автомобиль.
По замыслу студента, столь показательная демонстрация автомобилем нежелания быть угнанным должна сбить с толку злоумышленника. Если же угонщика это не останавливало, то его вжимало в рулевую колонку со всей возможной силой сервопривода. При этом передаточные отношения редукторов были выбраны с запасом, так, чтобы вручную преодолеть их усилие было невозможно.
Распознавание по «пятой точке»
Спустя несколько лет уже в Японии разработано очередное противоугонное кресло. На этот раз отличились студенты Токийского Института передовых промышленных технологий AIIT под руководством профессора Сигоми Косимизу. Как утверждают конструкторы, у каждого водителя свой уникальный «рисунок» нагрузки на сиденье. Авторы идеи предложили вмонтировать в подушку кресла 360 датчиков давления, подключенных к мощному процессору, в реальном времени строящему график нагрузок.
Проект вызвал массу ироничных комментариев в сети, мол, идентифицировать человека по «параметрам пятой точки» еще никто не предлагал. Кроме того, что делать, если автовладелец поправился? Однако японцы легко парировали претензии недоверчивых интернет-пользователей. Как показали исследования, дело не в массе седока, а в распределении нагрузки на каждый из сегментов подушки водительского кресла. 360 датчиков, распределенных на небольшой поверхности, способны дать весьма точную картину нагрузки. Вероятность ошибки оценивается в 2%. В будущем точность системы планируется довести до 100%.
Для построения графиков распределения типичных нагрузок была проделана большая исследовательская работа, в которой приняли участие десятки человек. Получившиеся в результате математические модели достаточно гибкие, чтобы распознать отклонение тела в поворотах (этому помогают датчики векторных ускорений), «елозание» по сиденью в пробках и прочие параметры. Утверждается, что поведение каждого конкретного водителя можно описать простым набором алгоритмов. Данные умной системой собираются в период режима обучения. В этом режиме автоматика строит уникальный портрет пользователя: как перераспределяется нагрузка при нажатии на каждую из педалей, как быстро человек фиксирует тело после посадки, насколько он склонен к перемещениям, не связанным с изменением вектора движения автомобиля.
В будущем систему хотят научить отслеживать термический рисунок «пятой точки», который также является уникальным. При этом не важно, какую одежду надел водитель, ведь относительная картина все равно останется прежней, изменится только общая интенсивность теплоизлучения. Поможет ученых в этом измерительный тепловизор.
360 датчиков строят картину распределения давления в трехмерном варианте с 256 дискретными уровнями, но японцы готовы предложить и менее ресурсоемкую систему, работающую в 2D и с меньшим набором дискрет. Они уверены, что в ближайшие годы их изобретение будет доведено до совершенства и найдет спрос у автопроизводителей.
Впрочем, японцам есть над чем работать. Выяснилось, что система дает сбой, если водитель положит в задний карман брюк кошелек, кредитку, либо другой твердый предмет. В этом случае изменяется не только давление в конкретной области, но и термокартина нижней части седока.
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Источник: http://www.r93.ru/article/1367.html